Музыкальная практика «Хрупкий Оркестр» (Fragile Orchestra) в проектах арт-группы ORTA

РУСТЕМ БЕГЕНОВ

Мы с Александрой Морозовой основали ORTA в 2015 году как междисциплинарную компанию, в которой музыка играла бы ключевую роль. На это повлиял и мой опыт участия в трех профессиональных музыкальных группах и написания музыки к двум фильмам, и работа в московском Электротеатре Станиславский в качестве ассистента режиссера выдающегося композитора и режиссера музыкального театра Хайнера Гёббельса. Как композитор Хайнер сделал десятки радио- и сценических постановок, сделал несколько проектов с самим Хайнером Мюллером, был номинирован на Грэмми. Как режиссер он получил многие международные награды, в том числе, и престижную Премию Ибсена. Мне очень близок его взгляд на театр, я считаю его одним из своих учителей, и какие-то из его принципов легли в основу и нашей практики. 

По ссылке – интервью Рустема Бегенова с Хайнером Гёббельсом:

За 6 лет мы создали 5 междисциплинарных проектов, с сильной музыкальной составляющей. Я вкратце расскажу о некоторых из них, чтобы проследить, как мы разработали собственную музыкальную практику, или, можно сказать, философию, которая называется «Хрупкий оркестр».

Первый проект ORTA вышел в 2016 году и назывался Поп-механический спектакль «Медея.Материал» (Pop-mechanical performance «Medea.Material»). В нем сложную музыкальную ткань спектакля составляла «живая» игра ансамбля современной музыки «Игеру» в составе 6 человек, аудиозапись пьесы Хайнера Мюллера «Медеяматериал» на казахском и русском языках в исполнении двух актрис, игра на камертонах в исполнении 16 перформеров, в роли которых выступили профессиональные фэшн-модели, звуки специальных моторизованных видеокамер, а также 12 музыкальных роботов, собранных на базе платформы Arduino.

Трейлер Поп-механического спектакля «Медея.Материал»

В этом проекте мы уже применили принцип открытой музыки: всем участникам спектакля была известна структура действия с основными узлами, но внутри этой структуры каждый исполнял свои действия, руководствуясь своим музыкальным чувством. Например, перформеры должны были по указанию цифрового табло идти к одной из инсталляций и совершать удар по камертону. Но как быстро идти, как сильно бить – это решал каждый перформер в каждый момент. 

В 2019 году мы выпустили третий сценический проект – мистерию-манифест «Явление Первого тома Романа в тысячи томах» (A mystery-manifeesto «The Appearance of the First Volume of the Novel in Thousands of Volumes»). К этому времени мы уже два года практиковали с друзьями «хрупкий оркестр». Она родилась из идеи Александры Морозовой о том, что можно общаться в кругу друзей песнями – под аккомпанемент гитар, кобыза и любых других инструментов – обсуждать вопросы, проблемы и – самое главное – петь комплименты друг другу. Это очень похоже на традиционный казахский айтыс, только в отличие от айтыса, в котором поют два человека, в хрупком оркестре поют все присутствующие. Это также позволяло убрать разделение на «выступающих» и «зрителей», что создавало особую ситуацию общей совместной практики, свободной от необходимости «хорошо» спеть или сыграть. «Хрупким» такой оркестр назывался потому, что он во многом строился на очень тонких материях – на настроении участников, взаимном доверии, на со-настройке, которая бы позволяла подхватывать и дополнять друг друга. И, конечно, иногда песни не получалось – и в этом тоже была хрупкая красота этой практики.


Основной принцип Хрупкого оркестра – это принятие любого инструмента, звука, слова, ноты и мелодии. Но, в первую очередь, это, конечно, принятие любого человека. Музыка в Хрупком оркестре понимается как практика, в которой может участвовать любой вне зависимости от наличия «музыкального слуха», музыкального образования или других общепринятых «музыкальных данных». Ее назначение – не в репрезентации, то есть, не в том, чтобы создавать некое «красивое» или «правильное» музыкальное произведение, которое надо представить неким сторонним слушателям. Ее назначение – в самом процессе совместного доверительного творчества, подчиненного только внутреннему чувству музыки каждого участника. Поэтому к Хрупкому оркестру не применимы критерии оценки, например, классического музыкального произведения. Что касается техники, то, по нашим наблюдениям, в процессе практики Хрупкого оркестра возникает некая общая музыкальная или образная тема – она возникает всегда спонтанно и естественно, и затем развивается, расширяется или даже разворачивается в процессе музицирования. Иногда такой темой может служить какая-нибудь популярная песня, известная всем участникам, иногда – какое-нибудь идиоматическое выражение или поговорка.

И вот, для проекта «Явление Первого тома Романа в тысячи томах» мы сделали опен-колл и собрали Хрупкий оркестр из 8 незнакомых людей – при этом мы, конечно, никого не отбирали и не отсеивали, пришли и остались все, кто захотел. Люди приносили на репетиции разные инструменты, а также использовали в качестве инструментов разные подручные предметы: столы, тарелки, цепочки, шланги. На протяжении месяца мы импровизировали, в результате чего родилась не только музыкальная основа спектакля, но и сама его структура. Спектакль был показан три вечера в большом мраморном зале Центрального дома Армии в Алматы. 

Трейлер «Явления Первого тома Романа в тысячи томах»

Осенью 2020 года мы сделали серию открытых экспериментов Хрупкого оркестра, на которые также делали опен-коллы и уже пробовали элементы прославления всех присутствующих – то есть, мы все вместе в песне славили каждого из 25-30 человек, которые приходили на практику. 

По ссылке – вы можете послушать увертюру к одному из Открытых экспериментов

Эксперименты были успешными, и когда в марте 2021 мы получили приглашение от директора московского театрального Центра имени Мейерхольда Елены Ковальской сделать совместный проект для международного фестиваля Noname, мы знали, что одним из основных элементов будет как раз практика Хрупкого оркестра. Это был сложный проект, состоящий из выставки достижений Новой Гениальности Казахстана на всех этажах Центра имени Мейерхольда, Первого международного Конгресса по Теории Новой Гениальности и презентации нашей книги «Первый том Романа в тысячи томах» в Электротеатре Станиславский, а также сценической постановки «Дзен-феерия «Первый Атомический Бомбоотражатель» (Zen-extravaganza «First Atomic Bombrreeflector») в большом зале Центра имени Мейерхольда. Для 5 показов нашей Дзен-ферии по нашему заказу в Семее было изготовлено 500 маленьких домбр, которые мы повезли с собой в Москву. То есть, во время спектакля мы раздавали московским зрителям домбры, и под музыкальную тему песни «Дударай», которую обработала и исполняла в живую пианист Нургуль Нусипжанова, все зрители вместе с нами играли на маленьких домбрах и пели прославление каждому зрителю в зале. Так мы проверили, что Хрупкий оркестр можно практиковать одновременно со 100 незнакомыми людьми. По атмосфере на спектаклях и по отзывам зрителей после спектаклей, можно говорить о том, что Хрупкий оркестр – это тонкая и вместе с тем интенсивная, одновременно художественная и духовная практика, при которой есть радость совместного творчества и нет необходимости репрезентации и оценки и которую можно осуществлять даже с целой сотней человек. Мы планируем продолжать разрабатывать эту практику и проявлять ее принципы, чтобы ею могли заниматься люди в любой точке земного шара.


По ссылке – фрагмент прославления зрителей на Первом Атомическом Бомбоотражателе в Центре имени Мейерхольда, июнь, 2021, Москва

Подробнее об ORTA и наших проектах:


orta.kz

ortacenter.com